21 совет по сочинению песен
Автор: Кен Хилл
Перевод: Лекса Мьюзик
Внимание! Перевод и публикация этой статьи произведены с письменного разрешения автора. Любое полное или частичное копирование запрещено.
Эта статья не является практическим руководством. Здесь всего лишь несколько советов, которые могут помочь вам сочинять более разнообразную музыку и тексты для ваших песен. Воспользуйтесь теми советами, которые посчитаете полезными, и отбросьте те, с которыми вы не согласны.
1. Авторы и музыканты
Иногда можно услышать, что сочинение музыки - это несложно, и что любой человек может этим заниматься. Да, любой может это делать, но не каждый способен сочинять реально интересную музыку. Сочинить песню - это больше, чем просто быть автором. Да, у всех есть инструменты для творчества (как минимум, мозг, скорее всего, имеется), но далеко не каждый получает признание публики. Одно только наличие инструментов не сделает человека успешным музыкантом. Успешные авторы работают над развитием своих способностей часто - каждый день.
У композиторов есть много общего с писателями. Главная цель писателя, как и музыканта - установить эмоциональный контакт со своей аудиторией. Писатели делают это с помощью мотивации, искусства создания образов и сильных словосочетаний. Музыканты - точно так же, но кроме этого еще и с помощью музыки.
Итак, первый совет: Никогда не переставайте работать над развитием своих способностей. Если наша главная цель состоит в установлении эмоциональной связи со слушателями, то мы должны постоянно совершенствовать наши имеющиеся способности и приобретать новые. Чем больше инструментов-способностей у нас есть, тем более разнообразными и широкими становятся наши возможности в музыке. Важно не только иметь множество возможностей и уметь ими пользоваться, но и постоянно экспериментировать.
Не стоит ограничивать своё творческое мышление, пользуясь только "верными и испробованными" методами сочинения музыки. Эффективность эмоционального воздействия любого - даже самого гениального музыкального приема рано или поздно притупляется. Слушатели постоянно нуждаются в новых впечатлениях, поэтому нестандартные, непредсказуемые музыкальные и поэтические решения производят более интенсивный эмоциональный эффект.
2. Для кого вы сочиняете свою музыку? Определите свою цель
Если вы пишете музыку только для себя, то вы никак не ограничены в своем самовыражении. Если же вы пишете музыку для других людей, то вы должны быть уверены, что ваша музыка им понятна. Это как в случае с компьютерами: если вы - компьютерный гений, и вам нужно объяснить новичку, как настроить компьютер, то вы будете использовать простые и понятные слова, чтобы этот человек понял, какого черта вы говорите. Если же вы будете говорить с чайником на узкоспециализированном языке, как с системным администратором, то с большой вероятностью, вы останетесь непонятыми, и в следующий раз к вам вряд ли обратится этот человек. Другой пример - писатель. Он может написать книгу сложным языком, хорошо ему знакомыми словами, но если эти слова будут непонятны читателю, то весь смысл потеряется.
Мы, музыканты, находимся в том же самом положении. Сверхсложные песни никогда не будут понятны среднему слушателю. Хотя, вполне возможно, ваши коллеги-музыканты смогут оценить ваши способности и будут получать большое удовольствие от прослушивания вашей музыки. Но обычный человек пропустит вашу меганавороченную музыку мимо ушей.
Именно поэтому, каждый раз, когда вы пишете песню, вам нужно думать: "Для кого я пишу эту музыку? Смогут ли эти люди понять её, когда услышат?".
3. Копание в мусоре
Мышление похоже на цветок. Если воображение не получает подпитки, то оно истощается. К тому же, чем меньше мы пользуемся нашим воображением, тем сложнее нам придумывать что-то новое. Это как с мышцами. Если мы не поднимаем ничего тяжелого некоторое время, то наступает момент, когда мы оказываемся не в в состоянии поднять даже тот вес, который легко поднимали раньше.
И вот мы снова вернулись к самому первому нашему совету - постоянной практике. Но сейчас мы говорим не о совершенствовании технического мастерства (хотя и это вы должны практиковать!). Мы говорим о том, что вам нужно постоянно создавать новые песни. Поставьте цель - сочинять одну новую песню каждую неделю, даже если эта песня будет длиной всего 50 секунд. Это заставит ваш мозг работать в нужном направлении, и не позволит ему застаиваться. Начиная работу над новой песней, вы повышаете вероятность того, что у вас в голове возникнет новая интересная идея, за которую вы сможете зацепиться. Но цель данного упражнения не в этом. Цель состоит в том, чтобы ваш мозг увидел новые перспективы и начал постоянно генерировать новые идеи.
4. Музыка против роботов
Музыка - это форма искусства. Это способ общения без слов. Сегодня существуют компьютерные программы, разработанные для создания музыки "на лету". Как вы думаете, способна ли музыка, созданная таким образом, общаться с людьми? Будьте человеком, а не роботом! Не поддавайтесь искушению воспользоваться автоаранжировщиками, забивающими вашу композицию случайным набором нот, которые отбираются программой не по воле мыслей и чувств, а только лишь по критерию соответствия тональности.
Каждая партия каждого инструмента в вашей песне должна быть обоснована и тщательно выверена. Внимательно прослушайте основную мелодию вашей песни - главную тему. Найдите самую цепляющую часть в этой мелодии - хук. После этого уберите все остальные части мелодии, и послушайте только хук. А потом прослушайте вашу песню без хука. Поняли? Компьютеры не умеют определять цепляющие моменты в мелодии и отличать их от неинтересных и скучных, но ваши уши на это способны. Если вы слушаете партию и не находите в ней ничего цепляющего, то избавьтесь от этой партии полностью, если, конечно, эта партия не является необходимым дополнением к вашему музыкальному произведению. Это хорошая стратегия.
5. Мнение песни важнее вашего мнения
Бывает, что во время работы над новым произведением в голове рождаются интересные идеи, которые, несмотря на всю их привлекательность, не подходят к сочиняемой песне. Не стоит портить песню, пытаясь пристроить к ней такие идеи! Если песня становится лучше после вставки какого-нибудь куска, то это замечательно! Если же нет, то у вас есть идея для новой песни! Помните - мнение песни важнее вашего мнения.
Вот хорошее сравнение. Если у вас появился новый инструмент или эффект, то это ведь не значит, что теперь он должен присутствовать в каждой вашей песне? Если вы, к примеру, купили педаль wah-wah для своей гитары, вы что - станете втыкать wah-wah в каждую свою новую песню? Автор полагает, что нет.
Не путайте ваши желания и желания песни, которую вы пишете. У вас и у вашей песни разные судьбы. И ваши мнения могут расходиться. Когда вы начнете относиться к музыке, как к самостоятельному существу, более важному, чем вы сами, тогда вы поймете, что автор статьи имеет ввиду - музыка имеет собственный разум.
6. Откуда приходит вдохновение?
Часто, когда Кен Хилл сочиняет музыку, он мысленно возвращается к какому-нибудь моменту своей жизни. Он использует события своей жизни в качестве вдохновения для написания музыки. Чем больше событий, тем больше сюжетов для новых песен. Иногда обычный выход из дома и совершение чего-то, что вы давно не делали (или не делали никогда!) может открыть двери в царство музыкального вдохновения.
Откройте фотоальбом, прочтите старые письма, навестите родственников или старых друзей, проявите активность, вернитесь домой и запишите ваши впечатления в ноты!
Почитайте стихи, посмотрите балет, фильм, прогуляйтесь в музей, посмотрите картины, скульптуры - всё это различные виды искусства. Музыка - тоже вид искусства. Иногда другие виды искусства могут вдохновить музыканта. Возвратитесь и попробуйте написать песню о том, что увидели.
7. Иногда ошибка - начало нового открытия
Как правило, сочинение песни - волнующий процесс. И пребывая в состоянии волнения, мы иногда совершаем ошибки. Возьмешь, бывает, не ту ноту и... вот оно - открытие! Ошибки могут быть полезны, ведь в каждой ошибке есть элемент неожиданности. Автор уверен, что лучшая музыка достаточно проста, чтобы быть понятной и достаточно непредсказуема, чтобы не быть стандартным клише.
Иногда Кен Хилл хаотично набирает ноты в нотном редакторе, не для того, чтобы использовать эту случайную последовательность в песне, а для того, чтобы увидеть новую идею, от которой впоследствии можно будет отталкиваться. Обычно около 95% получившегося - просто музыкальное месиво, которое невозможно использовать. Другие 4% - хороший материал, и 1% - поистине удивительная музыка. Иногда ошибки могут стать источником вдохновения и началом открытия. Помните об этом.
8. Какое кантри?!?! Я рок-музыкант!
Трудно сравнивать музыку Клинта Блэка (известный американский кантри-музыкант и продюсер - прим. Лекса Мьюзик) и группы Korn. Нечего и говорить - это музыка разных стилей. Однако во время сочинения песни всё же очень полезно рассмотреть её с разных сторон, и применить к ней столько методов и подходов, сколько вообще возможно. Ваш талант подскажет вам, какие именно методы или элементы разных стилей подойдут к вашей песне. Изучите кантри, рок, альтернативу, и даже польку! Учитесь столько, сколько сможете. Будьте уверены - ваши знания еще пригодятся вам при написании новых песен.
9. A+B=C. A+B=XYZ???
Не используйте одни и те же формулы и шаблоны для ваших песен! Если однажды у вас получилось написать хорошую песню, то это не значит, что теперь нужно сочинять только похожие на нее вещи. Пробуйте разные варианты. Сами ведь знаете, что существует множество музыкантов (и некоторых из них можно услышать даже по радио), у которых все песни звучат как одна. Будьте креативными.
10. Это противоречит правилам теории музыки! Вы с ума сошли?
Надо быть не адвокатом теории музыки, а использовать её в своих интересах. Знание правил теории музыки и композиции - прекрасная вещь. Но вы также должны знать, что иногда бывает полезно нарушить эти правила. Если ваше творчество полностью подчинено правилам и закономерностям, то и ваша музыка будет стандартной и предсказуемой. Диссонанс может оказаться сильным инструментом.
11. Фу, этот музыкант не умеет играть с листа...
Эх, сколько раз автору этой статьи приходилось слышать, как один музыкант говорит о другом неприятные вещи за его спиной. Вы должны воздерживаться от этого, если хотите повысить свое творческое или исполнительское мастерство. Ведь когда вы перестаете возноситься над окружающими, вы начинаете учиться у них. Возможно, у вас есть знакомый гитарист, звукоизвлечение которого вы считаете не очень техничным. А может быть, он очень хорошо умеет играть арпеджио? Учитесь у него, и его умение станет вашим. Изучите его стиль, его способности, и посмотрите, нет ли чего-нибудь еще, чему вы могли бы научиться у него.
12. Мне хочется слушать...
Иногда бывает полезно слушать музыку, вдохновляющую ваше воображение. Изучите стиль, звучание, структуру каждой понравившейся вам песни, то, как гармонируют в ней инструменты друг с другом, создавая целостную композицию... В процессе детального изучения музыки разных композиторов, у вас будут возникать идеи для ваших новых песен или аранжировок.
Автор статьи говорит не о том, что вы должны красть музыку у других композиторов! Речь идет о том, что вы можете подслушать у других музыкантов интересные технические приемы и фишки, элементы которых вы сможете впоследствии использовать в своем уникальном творчестве, тем самым пополнив свой арсенал инструментов, навыков и умений.
13. Давайте напишем металлическую песню во время общения с малышом...
Место, где вы сочиняете музыку, имеет большое значение. Когда вы приходите на озеро, вы, вероятнее всего, расслабляетесь. Однако на концерте вы вряд ли будете чувствовать себя столь же расслабленно, как на берегу озера. Место, где вы находитесь, может очень сильно воздействовать на вашу музыку.
Если вам повезло, и у вас дома есть своя комната, где вы играете и сочиняете, то скорее всего, вы украсили её постерами, или еще чем-то, что поднимает вам настроение. Если вы всё еще не оформили свою комнату теми вещами, которые вам нравятся и воодушевляют вас... сделайте это!
Автор был знаком с одним человеком, который говорил, что не может написать песню до тех пор, пока не выключит все лампочки в своей комнате, кроме одной - синей. Если вы создадите необходимую для вашего творчества атмосферу, то это обязательно отразится на вашей музыке.
Когда вы приходите в магазин, вы ведете себя там совсем не так, как у себя дома. И даже у себя на кухне вы ведете себя иначе, чем в своей же спальне.Окружающая обстановка определяет наш стиль поведения и мышления, в этом нет никаких сомнений. Сделайте так, чтобы обстановка в вашей комнате максимально соответствовала вашей творческой индивидуальности, и попробуйте написать там песню. Попробуйте сделать это в нескольких местах. Кен Хилл, к примеру, сочиняет свою музыку в полной темноте. Даже без синей лампочки.
14. Ну вроде неплохо звучит... кажется...
Ваши новые песни должны быть, как минимум, не хуже старых. Такое возможно, только если вы будете постоянно развиваться.
Избавьтесь от привычки останавливаться на достигнутом. Чтобы развить своё творческое мышление, вам нужно регулярно нагружать свое воображение по максимуму. Если спортсмен, способный поднять восьмидесятикилограммовую штангу, будет довольствоваться сорока килограммами в день, то его мышцы не станут сильнее. Точно так же развивается и музыкальное мастерство. Сочинение песни с помощью привычных вам методов похоже на те самые сорок килограммов. В каждой вашей песне должно быть что-то новое - инструмент или технический прием, который вы не использовали раньше. Использование новых методов даст вашему мышлению нагрузку, необходимую для развития.
15. Идеи, идеи, идеи...
Не всегда сочинение песни начинается с эмоционального порыва. Иногда творческий процесс начинается с идеи. Например, "Что, если я напишу танцевальную песню с тяжелой электрогитарой?" или "Попробую сочинить песню с дисторшном на барабанах". Идеи не всегда превращаются в песни, но они всегда помогают вам добавлять что-то новое в ваше творчество.
Обратите внимание - не стоит оценивать идею, как хорошую или плохую, пока вы не попробовали применить её на практике. То есть, если вы считаете, что наложение дисторшна на барабаны в какой-то конкретной песне не покатит, то всё же сначала попробуйте наложить этот эффект, а потом делайте выводы. Возможно, во время прослушивания вы убедитесь в том, что этот эффект не подходит к этой песне, но придет идея удачно использовать его в другой.
16. Мне нравится, а вы что думаете?
Начнем с того, что ваши друзья и члены вашей семьи, скорее всего, не смогут оценить вашу музыку объективно, не примешивая к этой оценке свое отношение к вам. Спросите их, что они думают о вашей музыке, если хотите укрепить чувство собственного достоинства. Но вот автор статьи принимает значительно ближе к сердцу отзывы незнакомых людей, которым нравится его музыка. Самое главное - то, что ваша музыка нравится вам. Но понравится ли она другим людям? Возможно, понравится, а может и нет. Если те, кто её слышит, дают вам советы - подумайте над ними. Нет правильных или неправильных способов сочинения музыки. Есть лишь музыка, которую могут понять другие люди и музыка, которую никому не понять. И автор статьи уверен, что почти каждая когда-либо написанная песня, могла бы понравиться хотя бы одному человеку на Земле, кроме ее автора.
17. Легко запоминающиеся фразы для текстов песен
Если вы планируете писать тексты, то Кен Хилл рекомендует вам использовать слова, которыми большинство людей пользуется каждый день. Почему? Если в вашей песне есть слова, которые люди произносят в каждом разговоре каждый день, то всякий раз, произнеся их, все, кто слышал вашу песню, будут вспоминать её. Например, если кто-то скажет "Выхода нет", то у вас в голове уже начинает играть песня. Или, к примеру, каждый раз, когда меня спрашивают о моей группе крови, я вспоминаю Виктора Цоя, а при упоминании слова "полковник" - песню группы Би 2. Британские мегахиты, взорвавшие весь англоговорящий мир - также содержали часто используемые в английском языке слова и словосочетания - "Sweet Dreams" группы Eurythmics и "Yesterday" группы The Beatles.
Так или иначе, в текстах ваших песен должны присутствовать ежедневные, распространенные выражения. Не нужно стараться сложить весь текст песни только из таких слов и выражений, достаточно вставлять эти словосочетания в несколько наиболее заметных частей вашей песни. Это сделает вашу музыку более запоминающейся.
18. Следите за здоровьем. Хорошо ешьте, спите и занимайтесь спортом
Как ни странно, хороший сон, сбалансированное питание и физические упражнения благоприятно сказываются на создании музыки. Сами подумайте - еда - это топливо для вашего тела. Без питания организм отключается. Голодные и нездоровые люди быстрее устают. Когда вы поддерживаете свое тело в форме, улучшается обмен веществ, и это дает вам дополнительную энергию и силы, чтобы сосредоточиться на сочинении музыки или какой-либо другой деятельности.
Разумеется, всё это не значит, что невыспавшись и не поев, вы не сможете сочинять музыку. Мы говорим о том, что бережное отношение к своему организму дает нам необходимую энергию для более продолжительных и эффективных занятий музыкой. При соблюдении правильного режима дня, наше физическое самочувствие становится лучше, мысли делаются яснее и четче, и настроение улучшается.
19. Построение хука
Самые сильные хуки строятся из простой мелодии с небольшими вариациями. В чем же сила этого подхода? Хук должен быть предсказуемым и непредсказуемым одновременно. Некоторая доля предсказуемости нужна для того, чтобы слушатель смог быстрее вникнуть, понять суть песни. Например, как часто вы думали при прослушивании какого-нибудь нового произведения "Эх, вот здесь было бы здорово вставить вот такую штуку...", и тут же появлялся этот эффект или брейк, который вам хотелось услышать. Приятное чувство удовлетворения.
Однако не стоит перебарщивать с этим, чтобы хук вашей песни не стал клишеобразным, подобно множеству хуков, которые можно услышать в современной музыке. Слушатели не настолько глупы, как многие музыканты считают, и они способны услышать знакомые приемы. Если в вашей музыке не будет достаточного количества оригинальных фишек, то вы получите нелестный отзыв в духе "Они это содрали вот у этих вот музыкантов из такой-то песни. Музыка та же, только слова поменяли". Гораздо приятнее услышать мнение, что ваша музыка оригинальна и самобытна.
20. Своеобразие
Сила музыки в ее своеобразии. Подумайте, насколько своеобразно звучание гитары с нейлоновыми струнами, насколько оно отличается он звучания металлических струн. Подумайте о своеобразии фортепиано и своеобразии синтезатора.
Одна и та же мелодия, сыгранная на разных музыкальных инструментах, может звучать по-разному, меняться до неузнаваемости. Многие песни в стиле метал походят на классические пьесы, если сыграть их на классической гитаре вместо электрической. Человеческий голос становится объемнее и гуще с наложением эффектов реверберации и хоруса, по сравнению с тем, как он звучит без этих эффектов.
Своеобразие может сделать песню мегахитом, а может и уничтожить её окончательно. Музыканты платят большие деньги за своеобразное звучание их песен. Хорошие музыкальные инструменты и оборудование потому и ценятся высоко, что имеют своеобразное звучание. Даже такой распространенный и широкоиспользуемый эффект, как дисторшн, имеет множество вариантов звучания. Каждая педаль дисторшна звучит по-своему. Зачем это нужно? Длясвоеобразия.
Перестаньте использовать одни и те же эффекты и звуки. Экспериментируйте со своеобразием как можно больше. Своеобразие - основа, преимущество и сила вашей музыки.
21. Развлекайтесь
Развлекайтесь?! Что еще за совет такой композиторам?! А вы подумайте. Многие музыканты не относятся к занятиям музыкой, как к развлечению, и не получают удовольствия от этого процесса. Это в самом деле грустно. Если не верите, то посмотрите сами, как часто музыканты расстраиваются из-за тех или иных вещей, происходящих у них в группах. Вернитесь к самому началу, когда вы поняли, что любите сочинять музыку... и развлекайтесь!